Школа. Наши Учителя
ДИРЕКТОРА 13 – ой школы г.Белорецк
- Дорофеева Мария Ивановна. Работала со дня открытия школы до ухода на пенсию. Первый директор в школе, лучший директор в городе. При Марии Ивановны школа славилась чистотой, уютом, порядком. На пришкольном участке были посажены и давали богатый урожай плодово-ягодные кусты, овощи. Вся территория школы утопала в зелени. Выпускники тех далеких лет поступали в ВУЗы и затем занимали нужные людям должности: инженеры, врачи, учителя.
Сколько бы много о ней не говорили — этого будет мало. - Климин Вадим Григорьевич. Вадим Григорьевич запомнился коллегам по работе, выпускникам, как руководитель волейбольной секции учителей и радиокружка.
- Ведомцева Анна Михайловна — … лет работала завучем школы. Посчастливилось ей быть и директором школы. Её запомнили как организатора лагеря труда и отдыха в совхозе «Белорецкий», отделение Буганак. Ученики в течение 3-х недель работали на поле: выращивали капусту, собирали урожай ягод. А вечером репетиции и выступления перед жителями поселка. Участники ЛТО до сих пор об этом вспоминают с теплотой и сожалением, что такого больше нет.
- Кривоус Тамара Афанасьевна — после окончания педучилища была направлена в 13-ую школу учителем. Поступив на очное отделение МГИ и окончив его, вернулась на работу в родную 13-ую школу. А вскоре ей доверили руководить и школьным коллективом. Ее годы «правления» ознаменовались устройством хоккейной коробки около школы и большого катка на пустыре за библиотекой (около лесопилки).
- Вегера Валентина Ивановна — самый демократичный директор. При ней школа занимала 2 года подряд Красное переходное знамя. О ней писали в газетах и как о директоре, и как о депутате местного совета. Выпускники Валентину Ивановну помнят в роли руководителя школьной игры «Что? Где? Когда?». Она проводилась 1 раз в неделю вечером, собирались участники, болельщики — знатоки и любители популярной даже в то время игры. Награда была одна — книги.
- Оголихин Владимир Михайлович — молодой учитель истории начал свою деятельность с создания исторического музея, где был собран богатый материал о памятнике «Сорокапавших» и о В. Блюхере. Мечтал иметь тесную связь с совхозом «Белорецкий» создать летнюю бригаду из школьников по уходу за животными, птицами.
- Семавин Анатолий Николаевич — его выпускники и учителя школы уважали за
деловые качества, за доброжелательное отношение к человеку, большому и малому, он был активным участником игры «Зарница». - Панов Владимир Михайлович — учитель географии. Свою работу начал строить, строго соблюдая правила распорядка школы, внешнего вида здания, кабинетов и учащихся (форма, сменная обувь). Был строг к себе и другим.
- Михеев Валерий Викторович
Дорофеева Мария Ивановна
1955 год 10 августа.
Приказом №67 по Белорецкому ГОРОНО:
Направить Дорофееву Марию Ивановну директором во вновь построенную школу № 13, в должности директора школы.
Место для школы выбрали заведующий ГОРОНО Залалов К.Г. и первый секретарь Горкома КПСС — Григорьев Захар Борисович.
Школа расположена в Заматинском районе, за сосновым леском на высоком ровном месте, среди домов частного сектора и выглядела величественно высокой, красивой, окрашенной в кирпично-розовый цвет, светящейся на солнце Различными лучами радуги.
Получив приказ, я отправилась с тревожными мыслями, что ждет меня там? Хотя опыт приема школ у меня был, да и в этой школе, во время стройки, я была и хорошо знала, что начинать нужно с нуля. В школе шли ещё работы, но мебель в классах была.
Встретили меня куратор и руководитель стройки, провели по школе, показали что есть. Затем мы составили перечень того, что срочно нужно, ведь учебный год через 20 дней.
На второй день стали подходить учителя с приказами. Пришел завуч Починок Александр Гурьевич — человек знающий школьную жизнь, у которого требовательность сочеталась с добротой, а впоследствии был душой коллектива, Много лет завучем проработала Ведомцева Анна Михайловна — надежный добросовестный человек, на которого можно положиться.
И начался отчет работы школы №13: списки учащихся, уточнения, проверки, классные журналы, кабинеты и т.д. Учителя прошли по району, сверили списки и оказалось много детей 1-4 классов. Коллектив учителей был мало знаком мне. Учительское городское совещание прошло в 20-х числах августа и нужно уже думать о первом педсовете. Какие задачи? Как встретит коллектив? С каким настроением пришли мои коллеги?
Мои волнения были напрасны, коллектив оказался ответственным ,а в последствии дружным ( в основном молодежь).
Первые учителя 5-8 классов:
Пилясова М.А., Середа Л.И., Виденеева З.И.
Долганова Т.Е., Королькова, Лаптева В.
Копьева З.А., Ерошина В.В., Фурцеева Т.А.
Починок А.Т., Конева И.Л., Симакова Л.Т., Кваснин, Еремеев Л.И.
Учителя 1-4 кл.
Хлесткина А.Т., Хлесткина З.П., Козлова Е.Л., Кокина А.И., Валеева Н.К., Волкова Е.П., Волкова А.И., Сулимова З.В., Галицкова Л.П., Герасимова А.П. С каждым годом число детей увеличивалось, а с ними и число учителей.
Через пять лет, школа работала в 3 смены. 31 августа встреча с учащимися, которая оставила неприятное впечатление, дети пришли кое в чём, неопрятные, нестриженые (Вот это контингент). И из этой массы детей мы должны создать коллектив думающий, работоспособный. 1-го сентября. О, чудо! Мы увидели детей в школьной форме, с букетами цветов в сопровождение родителей. И самое интересное- это первоклассники им мешало всё: форма, цветы, портфели, да ещё школьные ступеньки крыльца- они широкие и им приходилось на одной ступеньке делать два шага. Но рядом были взрослые. Звонок на первый урок. Всё замерло. Перемена — рассеялись в разные стороны, а когда прозвенел звонок на урок- растерялись — не найдут свой класс, а то и забыл, как зовут учителя.
Через месяц всё встало на места. Малыши познакомились друг с другом и стали выбегать из здания школы посмотреть, что делают старшие мальчики за углом школы. Но портфели ещё оставляли в партах, или, заигравшись — на заборах домов, где играли. На территории, строители оставили много мусора и нам, в выходные дни приходилось убирать. Вот тут-то наши дети показали, на что они способны. Живя в своих домах — они умело, ловко, красиво управлялись с метлой и лопатой. Освоились, школа вошла в нормальную жизнь: работали по предметам кружки, игры по военно-патриотической и санитарной работе, обустраивали кабинеты, готовили пришкольный участок и др.
На следующий год летом — зацвели цветы вокруг школы, появились контрольно-наблюдательные грядки, велись дневники. Эта заслуга Корольковой Е.И. — она успевала, и сходить в поход, на экскурсию, готовила туристическую группу к слету следующего года. В помощь ей была Копьева З.А.
Где только не работали учащиеся летом? — (в лесничестве, совхозах Белорецкий и Буганак). И все бесплатно.
Появились завучи по воспитанию: сначала Агафонова В.Т. Затем Флягина К.И.
А пионерских вожатых было уже две: Руковишникова Людмила Витальевна- молоденькая, после педагогического училища, но энергии, веселья, задора хватало на всех.
Ильина Валентина Васильевна — худенькая, маленькая, скромная, деловая, работала и училась — окончила институт и осталась работать в этой же школе.
Вот эта четверка: Агафонова, Флягина, Руковишникова, Ильина — не давали мне «заснуть» и расслабиться. Ахмадуллина Рима Нуреевна- была им в помощь. Спасибо им.
В школе долго работала Бочарова Лидия Яковлевна — это прирожденный учитель, и если посмотреть в словаре слова, которые характеризуют учителя, то Они все принадлежат Лидии Яковлевне — она мастер своего дела, тактична, знает характер детей, умеет находить выход в самых трудных ситуациях. Она учитель и мама им.
Не изменила своей школе и Татьяна Викторовна Крылова — Перчаткина — закончив школу, получив специальность библиотекаря, вернулась в школу. Ее роль велика, не только обмен литературы, но и привить любовь к книгам. Она внимательна, тактична, деловая и, мы, ветераны-учителя благодарны ей за то внимание — весточки, которые она присылает нам. Спасибо за связь — «ниточку» с нами, ибо эта «ниточка» приносит нам покой и радость, что нас не забыли. Попова Н.Г. — всю сознательную жизнь проработала в этой школе ведущим преподавателем математики. Бирюкова Вера Ильинична — пришла в школу бухгалтером, затем окончила педучилище и стала работать учителем 1-4 кл. и труда. Из выдающихся бывших уч-ся — знаю одну — Лисовскую Татьяну — научный работник. Но, руководящие должности занимают многие, особенно в нашем городе. Директор учеб. заведений: Васильев В., Козяева И., Соколов А. . Учителя школ: Ведомцева Н, Малькова Л, Иванова Т., Егупова Л., Ботова О., Мамыкина Т., Бочаровы Юля и Лена и др. Врачи города: Бурцева Н., Озерова В., Ахтямова Т., Колямова Н., Мазур, Чернов В. Медики: Тележкина, Кокина, Бирюкова, Добрынины Ирина и Марина. Металлурги: братья Родионовы(2), Адувалины(З), Незнаев, Киселев, Сулимов А., Циганов В., Гридневский Александр и Сергей, Хлесткин А. и др. Строители: Красносельский А., Чирков А., Машкина И., Власова. Заслуженный учитель Башкирии: Кокина Александра Михайловна, Соколова Марина. Военные: Аксенов В., Ягафаров Т. Коммерсанты: Савлуков Ю., Бирюков Ю.
Очень много простых, добрых людей идущих по жизни (из наших учащихся), ведь на них держится вся земная жизнь.
Помню многих по общественной работе, походам, экскурсиям, слетам (актив).
А, сейчас — тех, кто узнает меня. Эти записи, как на экране, проявились в моей памяти. Эти годы жизни и работу в школе, коллектив учителей и учащихся, родителей.
А, теперь: Школа без ЧП — не школа.
Куда пойдет дело? Вспоминается такой случай:
Мальчики 3 класса поспорили. В водопроводную трубу натолкали бумагу (да так прочно) и подожгли, а дым не пошел по трубу вверх, а пошел вниз в окна школы. Их прихватили и привели ко мне, огонь погасили, бумагу извлекли. На вопрос: кто сделал? Слезы, — никто. А зачем? Узнать, куда пойдет дым. А кто сделал? Опять слезы. Никто. Пришлось не наказывать, ведь это первые, научные исследования. Прошло 20 лет, на встрече с бывшими учащимися Юра Савлуков признался, что это сделал он. Накажите, меня Мария Ивановна!
Кривоус Тамара Афанасьевна
1948 года рождения.
Пришла в школу № 13 в 1966 году после педагогического училища г. Белорецка, закончив его с отличием.
В начальной школе мест не было ни в одной из школ города. Директор школы Мария Ивановна Дорофеева предложила уроки математики (12 часов ) в 5 «Д» и 5 «Ж» классах .
5 «Ж» был очень трудный класс. Проработав один год, я поступила в пединститут г Магнитогорска на физико-математический факультет.
После института в 1971 году М.И Дорофеева позвала меня снова в 13 школу работать учителем математики. Дети, которые учились у меня в 5 классе, пришли в 10 выпускной класс и у них ушла классная руководительница и учительница математики. И Мария Ивановна предложила мне классное руководство в 10-м выпускном классе и математику 9-10-м классах. В моём 10-м было 39 человек- это самый дорогой мне выпуск. С этими ребятами я поддерживаю связь до сих пор. Это Ботова Ольга, Лопухов Лёша, Телятников Ваня, Володин Володя, Иванова Таня, Жаворонкова Лида и др. Я помню всех. Я помню комсомольские собрания (комсоргом была Ботова Ольга), вечера, новогодний бал со свечами, подготовку к урокам по группам с консультантами (Римма Хабибуллина- по английскому языку, Ботова Ольга- по физике, я сама по математике). У нас был очень дружный класс. После последнего звонка мы ушли в лес с ночёвкой. Это самый лучший мой выпуск. Я сделала 5 выпусков, как математических и 4 выпуска, как классный руководитель. Они все для меня были дороги потому, что я была молодая. В 1977 году меня назначили завучем, а Ведомцеву Н.М. директором, а в 1978 году директором. Смотры художественной самодеятельности, слёты мальчишек, «Зарница», работа на подсобном хозяйстве Укшука, демонстрации и коллектив умных, добрых, настоящих профессионалов, очень добросовестных педагогов. По всем анкетам, по отзывам учащихся, любимым учителем, идеалом была Елизавета Ильинична Королькова — учитель географии.
Мария Ивановна Дорофеева была лучшим директором. Очень любили ребята учителя труда, затем военного руководителя Семавина Анатолия Николаевича. Учитель литературы Васильева Мария Никифоровна помогла мне стать учителем. Это добросовестнейший, грамотный педагог, умный, интеллигентный и добрый человек. Всех не перечислишь — в школе тогда работал дружный, сплоченный коллектив учителей- профессионалов, которые беззаветно служили школе. И я благодарна судьбе за те годы, которые я проработала в родной 13 школе.
Ситдикова Гюлькей Гариповна
1934 года рождения
В 1954 году закончила Белорецкое педагогическое училище. Трудовую деятельность начала в школах Белорецкого района. В средней школе № 13 г. Белорецка начала работать с сентября 1959 года, приняла 1 класс, количество учеников было 38, проработав 1 год, 2 вторых классов перевели в 12-ю начальную школу. Класс по составу был сильный, работоспособный, поэтому работалось легко. В то время начальное образование было четырёхлетнее. По семейным обстоятельствам пришлось уехать из города. В 1965 году вернулась в свою родную 13-ю школу. Коллектив был большой дружный, директором школы была Мария Ивановна Дорофеева, завучем школы- Александр Гурьевич Починок. Вся работа педагогического коллектива была направлена на повышение успеваемости и воспитания лучших качеств юного поколения. Крепка была связь с производством. Наша школа сотрудничала с 5-ым цехом, железнодорожным цехом, совхозом « Белорецкий». Учащиеся нашей школы выезжали с концертами и выступали перед рабочими совхоза. Помогали совхозу выращивать морковь, убирать овощи. Учительский коллектив заботился о каждом ученике: учёба, здоровье, устройство каждого выпускника. По обучению по новой программе педагогическое училище ежегодно проводило курсы учителей начальных классов.
Работать было интересно, учителя начальных классов работали творчески. На высоком уровне была организована методическая работа. В каждом классе оборудовали методические кабинеты, для этого уходило много времени, чертили таблицы, писали плакаты, оформляли папки по предметам и темам, и был рабочий методический уголок. У учителя для личной жизни времени не оставалось. После 3-го класса учеников передавала в надёжные руки — учителям старших классов, это: Варнавская В.К., Праздникова И.И., Гусева Т.Н., Гирич В.В. Рядом со мной работали в начальных классах: Анна Григорьевна Хлёсткина, Лидия Петровна Галицкова, Анастасия Павловна Герасимова, Зинаида Васильевна Сулимова, Зинаида Петровна Хлёсткина, Нина Кабировна Валеева, Александра Ивановна Волкова, Евгения Павловна Волкова и др. Это старшее поколение учителей. А затем дружно работали с молодыми учителями: Галина Викторовна Загорская, Лидия Николаевна Клиймёнова, Татьяна Фёдоровна Бондаренко. Хорошо была поставлена пионерская и комсомольская работа. Отлично работала старшей пионервожатой Людмила Викторовна Рукавишникова. Все праздники проводились на высоком уровне. Отлично руководила методической работой учителей начальных классов Валентина Васильевна Ильина. Она была душой коллектива. В школе много проводилось тематических открытых уроков. Урок здоровья на тему: «Лес-источник красоты и здоровья, лесная аптека» был напечатан в журнале «Учитель Башкирии» №11 за 1985 год. Проводила уроки мужества с приглашением своих бывших учеников, отслуживших в армии, курсантов. Приглашала участников ВОВ: Хабибуллина, Аскарова Фарит-ага, Трофимова Дмитрия Карповича. Мои ученицы в башкирских национальных костюмах с солью и хлебом встречали Героя Советского Союза Оглоблина. Много времени уделяла трудовому, эстетическому воспитанию. Мои ученики выращивали рассаду цветов, затем высаживали на клумбах в саду, ухаживали до осени. Осенью зацветали георгины, астры, петунии. Любили ходить на экскурсию в лес, наблюдали за сезонными изменениями в природе. Мои ребята были активными участниками октябрятского хора. Организовала танцевальный коллектив, сшили башкирские национальные костюмы, выступали на смотрах. Октябрятский хор в смотре- конкурсе школьных хоров, посвященном 70- тилетию ВЛКСМ награждён «Почётной грамотой» в марте 1988 года, наградили также танцевальный коллектив. Много благодарностей записано в трудовой книге за успешную работу и награждена была 9-ю различными грамотами. Многие бывшие ученики получили высшее и среднетехническое образование. Среди них есть учителя, врачи, инженеры, медсёстры, воспитатели, продавцы, рабочие разных специальностей.
Например: Козяева (Сорокина) Ирина Фёдоровна-директор педагогического колледжа, Ботова Ольга- заместитель директора школы №1, Лыгина Женя- завуч по воспитательной работе школы №8, Виктор Родионов- директор завода г. Гомель, Зеркина Ирина- журналист.
Г лава администрации г. Белорецка Карепанов Евгений Яковлевич — мой ученик. Я благодарна директору школы Вегере Валентине Ивановне, которая справедливо оценила мой учительский труд и 20.12.1986 года мне было присвоено звание «старший учитель». Я благодарна судьбе, что проработала в большом дружном трудовом коллективе средней школы №13.
Праздникова Ираида Ильинична
Окончила Белорецкое Педагогическое Училище г. Белорецка, получив специальность «Учитель начальных классов», БГУ г. Уфы факультет «Русский язык и литература». В школе № 13 проработала с сентября 1962 года по август 1999 года. Общий педагогический стаж 45 лет. С коллективом семилетней школы № 13 я познакомилась задолго до того, как начала работать в ней. В школе уже работала сестра Вера Ильинична, и я, прежде всего влилась в коллектив художественной самодеятельности учителей. Нужны были певцы, а я уже пела в педучилище, выступала на «выборах» в концертной программе студентов БПУ. Поэтому, получив диплом, я сразу пришла в школу № 13 и проработала там до пенсии. Я пришла работать, когда директором школы была Дорофеева Мария Ивановна.
Это была красивая, статная, высокая, полная женщина. Спокойная, уверенная в себе, выдержанная, строгая и в то же время добрая, внимательная наставница. Ни ругани, ни окрика, ни конфликтов не было. Я, молодая учительница, всегда с восхищением смотрела на неё, но и побаивалась. Мария Ивановна сумела создать удивительный коллектив единомышленников, дружный, спаянный, как одна семья.
О нашем школьном коллективе знали в то время во всех школах. Мария Ивановна — очень тактичный человек. После посещённого урока наедине говорила с учителем. И никто никогда не знал, как прошел урок, но настроение не портилось. Это был мудрый руководитель. Запомнились замечательные семейные вечера в школе. Это были не просто посиделки. Было много выдумки, юмора, песен. Столы были в зале на втором этаже. Различные конкурсы, бальные танцы — это было замечательно. Каждый директор оставляет свой след у каждого учителя. Например, Ведомцева Анна Михайловна, запомнилась своей добротой и трудолюбием. Любила сама чистоту и нас заставляла постоянно мыть, оттирать. Климин Вадим Григорьевич мог неожиданно оказаться на твоем уроке, сидя где-то за последней партой без предупреждения. Увидя такую картину, подкашивались ноги. Кривоус Тамара Афанасьевна, за хорошую работу в трудовом лагере на Буганаке, наградила учащихся 10 класса туристической путевкой в Белоруссию. Вегера Валентина Ивановна запомнилась тем, что постоянно нас ругала, что мы простываем, что питаемся неправильно. Сама никогда не была на «больничном» и считала невежеством болеть от простуды. Её фразу: «Выбрасываем с сегодняшнего дня все сковороды» помню до сих пор. А когда случилось собираться по какому — либо поводу, говорила: «А споём-ка песню, чего женщина просит». Валентина Ивановна обладает чувством юмора, и педсоветы проходили всегда легко, с юмором. С Анатолием Николаевичем Семавиным легко работалось в том плане, что он всегда поддерживал нас с Татьяной Викторовной Крыловой во всех делах, проводимых профсоюзным комитетом школы. Я благодарна директору
школы Панову Владимиру Михайловичу за его доброту, трудолюбие, чуткость и внимание к людям, за умение без стрессов, слез, обид и упреков помочь учителю уйти из школы, которой была отдана вся жизнь, на заслуженный отдых.
Хочется сказать и о замечательных завучах нашей школы — добрых наставниках, умных и мудрых, которые не только нас чему — то учили, но и мы делили с ними радость и горе. Это Александр Гурьевич Починок, который знал «миллион» анекдотов и вместе с медсестрой Анной Порфирьевной Петровой наперегонки их рассказывали.
Все дружно хохотали. Это своего рода была разрядка после уроков, если ещё учесть, что наполняемость классов была по 40 — 43 ученика. Это Мария Никифоровна Васильева — замечательный человек, добрый, душевный и, как говорят, можно было всплакнуть у её родного плеча. В своей работе я опиралась на её опыт, её уроки. Литературе я училась у Марии Никифоровны, особенно работая в старших классах. Утром сижу у неё на уроках, во второй смене провожу сама. Училась всему, вплоть до того, что переписывала её тетради с планами. Хотелось работать, как она, стремилась подражать ей во всем. В дальнейшем мы с Марией Никифоровной работали в старших классах, по очереди брали 9-10 классы.
Это и Валентина Васильевна Ильина, и Любовь Викторовна Гридневская, о которых я храню в душе самые добрые воспоминания. Это настоящие наставники, энтузиасты в своей работе, просто хорошие люди. И я благодарна судьбе, что моя жизнь была связана с такими людьми. А сколько интересного было в школе! Невозможно забыть марш-броски в честь 23 февраля в зимний лес, с дымовыми шашками, музыкой, огромными кострами, смотры художественной самодеятельности учителей и учащихся, туристические поездки в другие города, трудовые лагеря на Буганаке и Укшуке, десанты на поля для уборки моркови, капусты, картофеля для рабочих комбината в любую погоду, лесничество, проводы зимы, коллективные поездки учителей в лес и на турслёты. Невозможно всё перечислить.
Классным руководителем я была всегда, но выпусков было немного 4 или 5. школа работала в три смены, поэтому менялись смены — менялись классы. Особенно запомнились 2 выпуска, где я была классным руководителем с 4 по 11 класс и, разумеется, мой последний, который я довела до 9 класса. Мой 10-ый, которому после выпуска больше 25 лет, был лидером в школе, они были членами комскомитета, принимали активное участие во всех делах школы. Целый
месяц работали в трудовом лагере «Буганак», с ними я съездила в Белоруссию по туристической путёвке, предоставленной нам школой. Образовались две семейные пары. Теперь уже их дети заканчивают школу. Среди них особенно выделялись Ирина Пешкова, Ирина Шиляева, Ирина Иванова, Наташа Коломеец, Валера Рябов, Серёжа Давыдов и другие. Другой, уже 11 класс, дорог мне тем, что мы много с ними ездили. В 4 -м классе я повезла их на самолёте в г. Уфу. Жили целую неделю на турбазе. Затем мы побывали в г. Ульяновске. В 7 классе ездили в г. Псков, по Пушкинский местам, были в селе Михайловском, Тригорском, в доме — музее А.С. Пушкина, на могиле А.С. Пушкина. Совершили поход по рейду Блюхера, 10 дней жили на Белой у турбазы «Агидель», а после экзаменов и выпускного вечера поплыли на плотах вниз по Белой до Каповой пещеры. Среди них были такие активные ребята, как Виталий Попов, Алеша Кузнецов, Квасцов, Яганшин, Татьяна Зайцева, Ольга Горбатова, Юля Луцковская и другие. А ребята последнего выпуска — особая моя любовь. С педагогами, с которыми я проработала в 13 школе, мы постоянно общаемся, и я благодарна судьбе, что на моем жизненном пути были такие коллеги. Это Мария Никифоровна Васильева, Гирич Вера Васильевна, Ильина Валентина Васильевна, Гусева Татьяна Николаевна, Королькова Елизавета Ильинична, Варнавская Валентина Кирилловна, Васючкова Раиса Александровна, Дорофеева Мария Ивановна, Бирюкова Вера Ильинична, Комлева Анна Николаевна, Павлова Людмила Михайловна, Копытова Светлана Анатольевна, Светлана Адыловна Апрелкова, Любовь Викторовна Гридневская, Крылова Татьяна Викторовна и другие.
Хлёсткина Зинаида Петровна — учитель начальных классов
Год рождения 18 сентября 1927 года
В школе №13 начала работать с августа 1955 года.
Имеет награды:
Медаль «Ветеран труда»,
- «Юбилейная медаль»
- «50 лет Победы в ВОВ 1941-45г».
3. Несколько почётных грамот за добросовестную работу по воспитанию подрастающего поколения.
4. Свидетельство ГорОно и ГК профсоюза работников просвещения о занесении в Книгу почёта за хорошие показатели в учебно-воспитательной работе. 1972 г.
В 1955 году была построена новая школа, единственная в Заматинском районе, которую долго ждали дети и мы учителя. Я работала в это время в школе № 8, ходить было очень далеко с краю на другой край, автобусы ещё только начинали ходить. Но ждать их было опасно, чтоб не опоздать на работу к звонку. И вот такая радость: мне дали перевод из школы № 8 в новую школу по месту жительства. В августе я приступила к работе — стала записывать детей в школу по своему району.
Отделочные работы в здании школы шли быстрым темпом весь август. К 1 сентября было всё готово. Школа гостеприимно приняла своих учеников. Наполняемость классов была очень высокая, более 40 человек. Даже было такое время, что школа работала в три смены, затем уменьшили количество учеников, отправив их в другие школы. Но все были очень рады новой школе, не замечая трудностей, работали с большим энтузиазмом и дети, и учителя.
Коллектив учителей во главе с директором М.И Дорофеевой был работоспособный, сплочённый, старательный, деловой, как большая семья. Были все дружные, помогали друг другу.
Я работала в начальных классах, сделала 5 выпусков детей. Всегда были большие классы, но хватало сил работать честно и на совесть. Проводилась индивидуальная работа со слабыми детьми, дополнительная работа, чтоб дети могли лучше усвоить учебный материал. Дети были усидчивые, доброжелательные и прилежные. Это им помогало в учёбе. Прошло уже почти 50 лет с тех пор, но те дети отличаются от нынешних детей своим поведением, скромностью, чистотой своей души, порядочностью, они именно ходили в школу учиться, других развлечений у них не было, даже в те времена только кое у кого были телевизоры. И светлым лучом была школа, они её любили и старались учиться. Сейчас мои ученики уже взрослые люди, им доходит 50 и за 50. Многие из них получили высшее образование. Например, Каретников Слава — лётчик высшего класса, побывал на всех континентах земного шара. Дмитриевна (Кузнецова) Таня — учительница русского языка и литературы в школе № 16, Сорокина Лена — инженер, Жарикова Лена — 2 высших пед. образования, Гущина Лариса — врач, Мустафина Римма — инженер. Чирков Саша — два высших образования — техническое и экономическое. На выборах 16 марта 2003 г. была выдвинута кандидатура моего ученика Чиркова Саши — в депутаты Государственного Собрания республики Башкортостан. Я с гордостью проголосовала за него. Многие другие учащиеся получили среднее специальное образование. Мои дети—сын и дочь тоже учились в нашей школе. Отличные знания и хорошую подготовку к жизни им дали наши учителя. Они получили высшее образование, оба инженеры. Мои внуки — Саша и Витя, тоже учились в 13 школе. Старший Саша после 9-ого класса поступил в металлургический колледж. Младший Витя учится в 10- ом классе.
После 1972 г. было введено 3-х классное обучение начальной школе, переделана учебная программа, введены новые учебники в классах. Меня послали от ГорОно на курсы повышения квалификации в городе Бирск, чтоб работать в 4-ых классах. Я вела уроки русского языка и литературы. Для меня это было новое дело, но я справилась с этой работой. Это не просто слова, а заработанная оценка моей работы, которую я получила от инспектора ГорОно Галины Михайловны Медведевой. Она посещала мои уроки с директором школы М. И. Дорофеевой. При разборе уроков она была очень довольна ведением урока, методикой, разнообразием работы и знаниями детей. От неё такую высокую оценку за работу не каждому приходилось слышать. Это итог предпоследних лет моей работы. Я рада за себя, что работала на пользу людям. Я любила свою работу и вспоминаю обо всём с лучшими чувствами уважения к школе и коллегам. Такова краткая летопись тех далёких лет.